Домбай

Климат в окрестностях Домбая мягок и благоприятен в течение всего года. Средняя температура января на высотах 1500-1700 м составляет -5-8°С, в высокогорной зоне до -12-14°С. Среднегодовое количество осадков достигает 2000-2300 мм. Поступающий с Черного моря влажный воздух вызывает зимой большие снегопады. Снег устанавливается уже к середине ноября и держится на нижних участках трасс до начала апреля, а на высотах более 2000-2500 м до середины мая.

Лучшее время для катания — февраль—март. Дневная температура в марте может достичь +10-15°С, а интенсивность солнечной радиации чрезвычайно высока.

Рельеф склона в привершинной части Мусса-Ачитары в целом — ровный и спокойный, ниже весьма разнообразный. Горнолыжные трассы — на любой вкус и уровень подготовки: наверху больше подходят для начинающих и для любителей спокойного катания, ниже — заметно круче, бугристее, а в лесной зоне к тому же и узкие. Катание разнообразное, но все-таки не "черное", хотя при желании можно найти места, сравнимые с "югами" Чегета. Общая протяженность базовых вариантов трасс в Домбае — более чем 20 км, при длине каждой из них 3-4 км, наиболее длинный вариант с участками пологого траверса, проходящий через Русскую поляну и далее вниз по лесной дороге, имеет протяженность около 7 км.

Для продвинутых лыжников интересно катание с так называемого "козырька", что виден от ларьков у нижней станции пятого кресельного подъемника прямо вверх, над серединой "югославки". Попасть на "козырек" можно длинным пологим траверсом склона вправо от верхней станции пятого подъемника. Также довольно интересен участок склона горы ниже верхней станции фуникулера (2266 м). Еще один вариант — вниз и влево от хижины "Пик Инэ", далее через бугры в лесу, после — направо — обычная лесная дорога и выкат в "лягушатник". Технически несложная и вполне приятная трасса для тех, кто не любит ехать вниз на фуникулере. В плане повышения квалификации для начинающих очень познавательна и безопасна. Заблудиться невозможно.

Несколько внетрассовых маршрутов начинаются от верхней станции пятой очереди кресельного подъемника. В основном все маршруты проходят по северному склону хребта Мусса-Ачитара и заканчиваются выходом в ущелье Гоначхир или на трассу Теберда—Домбай (6-8 км ниже поселка).

Для истинных ценителей backcountry можно рекомендовать катание с вершины Семенов-Баши (3602 м) по целинным полям и лавинным прочесам. Она хорошо видна с 4-й очереди креселки перпендикулярно направлению движения с левой стороны. Подъем на гору начинается с дороги к альплагерю "Алибек" по тропе или прямо в лоб до выхода из леса, далее по юго-восточному гребню под вершинную башню. Спуск прямо на юг к дороге по огромному заснеженному цирку. (Осторожно! Лавиноопасно! Внизу — скальные сбросы.) Подъем требует некоторых альпинистских навыков (1Б) и большого запаса светового времени (7-8 часов), иначе спускаться придется уже в темноте. Протяженность маршрутов по склонам Семенов-Баши составляет 3000-4000 м. Все спуски возможны только после получения консультаций и разрешения от местных спасателей.